+7 917 887 95 50

Казначейское сопровождение контракта по 44 ФЗ

Как проходит казначейское сопровождение контрактов по 44-ФЗ и когда оно требуется?

Введение

В современных условиях эффективное управление бюджетными средствами является приоритетной задачей для государственных органов и организаций. Казначейство Российской Федерации выполняет важную роль в этом процессе, обеспечивая соблюдение законодательства и регламентирующих норм, а также осуществляя казначейское сопровождение контрактов по 44-ФЗ и казначейское сопровождение государственного оборонного заказа (ГОЗ). В данной статье мы рассмотрим основы работы казначейства, порядок казначейского контроля, идентификацию контрактов и сопровождение контрактов по ГОЗ.

Какие изменения планируются в 2025?

Один из федеральных законов, в котором указаны изменения в области казначейского сопровождения ФЗ 367 от 29.10.2024. Какие изменения ожидают клиентов казначейского сопровождения в 2025 году? Рассмотрим основные моменты данного закона.

До 2025 года под казначейское сопровождение попадали субсидии выдаваемые в юрлицам, из данного правила исключались федбюджетные и автономные организация. С 2025 года все субсидии будут попадать под сопровождение без исключений.

С 2025 года уменьшается лимит суммы договора со 100 млн. руб. до 50 млн. руб. подписанный федбюджетами и автономными компаниями, попадающих под казначейское сопровождение. Таким образом, если договора фед.бюджета или автономного учреждения равен 50 млн. руб. и больше, то авансы по данному договору будут попадают под контроль казначейства.

В 2024 году при казначейском сопровождении строительных договоров, Заказчик мог перечислить аванс с казначейского лицевого счета на обычный расчетный счет поставщика за материалы при условии предоставления в казначейство перечня затрат, по установленной форме, которые входили в проектную документацию. Согласно данному пункту клиент казначейского сопровождения заполнял перечень затрат по установленной казначейством форме, согласовывал и подписывал у Заказчика. Далее при оплате авансов за материалы входящих в перечень, клиент прикладывал подписанный документ и направлял в казначейство. Предельная сумма аванс ограничивалась счетами и размером указанным в перечне. В 2025 году данная схема оплат отменена и проводиться не будет.

Если заказчиком по договору на строительство является бюджетное или автономное учреждение, при оплате с казначейского лицевого счета на коммерческий расчетный счет исполнителя за отгруженные товары, оказанные услуги (работы) необходимо будет прикладывать договора, счета, документы подтверждающие факт выполнения работ и список документов подтверждающих затраты по форме приложения №2 Постановления №2438.

От какой суммы требуется сопровождение 44-ФЗ?

Рассмотрим перечень средства которые попадают под сопровождение Казначейством:

- субсидии организациям

- авансы по госконтракам, которые составляют 100 млн. руб. и больше, а также все авансы соисполнителей госконтракта

- оплата авансов по соглашениям, равных 50 млн. руб. и больше, подписанные на выполнение работ, поставку федбюджетами и автономными организациями, а также все авансы по договорам соисполнителей данного контракта

- оплаты по госконтратам с единственным поставщиком с суммой договора 3 000 тыс. рублей

- оплаты по контрактам в рамках реализации ГОЗ на сумму более 3 000 тыс. рублей

- финансирование, полученное юрлицами и ИП в случаях установленных Правительствам РФ

- оплаты по гос и муниципальным соглашениям, заключенных в рамках госнужд.

Основы сопровождения госконтрактов Казначейством

Казначейство осуществляет сопровождение государственных контрактов, заключаемых по 44-ФЗ. Основные принципы и процессы сопровождения включают:
  • Контроль исполнения условий контракта и соблюдение правил и процедур, определенных законодательством.
  • Оперативное осуществление платежей по контракту, включая проверку и подтверждение правильности документов, и соответствие требованиям к финансовым операциям.
  • Ведение учета бюджетных средств, включая отслеживание и контроль расходов и остатков средств.

KaznahHelp в цифрах

Если у вас возникли вопросы и необходима консультация, наши специалисты обязательно вам помогут
8 млрд ₽ платежей за 2024 г
13 лет оказываем казначейские услуги
Все в рамках закона РФ
С нами экономите 80% времени

Сущность казначейского сопровождения контракта по 44 ФЗ

Согласно поправкам, внесенным Минфином в 44-ФЗ, поставщикам необходимо открывать счета в Казначействе в рамках госзаказа. Действующие в настоящий момент правила по казначейскому сопровождению касаются в первую очередь гособоронзаказа. Поставщик, который одержит победу в закупке, в обязательном порядке открывает счет в уполномоченном банковском учреждении. Все зачисления в рамках госконтрактов поступают именно на такие счета. Это дает возможность заказчику и органам по надзору контролировать все поступления.

Постановлением Правительства от 15 декабря 2020 г. № 2106 предусмотрен порядок казначейского сопровождения в текущем году. Этот же документ регламентирует условия сопровождения на 2024-2025 гг. Подлежат казначейскому сопровождению установленные группы госзакупок, в рамках которых предусмотрено перечисление авансовых платежей. Например, если на авансовый платеж нет обеспечения, а его размер аванса составляет более 100 млн рублей. Кроме того сопровождение имеет отношение к субконтрактам с авансами, заключаемым с сопровождением.

Какие контракты не подлежат казначейскому сопровождению по 44-ФЗ?

Существуют исключения, в рамках которых средства по госконтрактам не подлежат сопровождению органами Казначейства:
  • В случае приобретения услуг по ЖКХ, по транспортировке грузов и пассажирским перевозкам ж/д транспортом;
  • При закупках с банковским сопровождением;
  • По контрактам, где роль исполнительных органов играет государственное учреждение.

Казначейское сопровождение не распространяется на закупки Минобороны согласно 275-ФЗ. То есть в том случае, если учет средств из бюджета ведется на специальных счетах, которые были открыты в уполномоченном банковском учреждении. Кроме того, казначейскому сопровождению не подлежат закупки, осуществляемые для служб внешней разведки и контрразведки, а также для холдинга «Росатом».

В том случае, если казначейское сопровождение применяется в отношении тех или иных закупок, заказчик указывает это в специальном уведомлении, в графике и непосредственно в госконтракте. Заказчик должен присвоить отдельный идентификатор каждому государственному контракту. Он указывается во всех расходниках.

Обязательства для победителей тендера на контракт

Обязательства победителей указываются в госконтракте с казначейским сопровождением заказчиком:
  • Перечисление соисполнителей по контракту;
  • Необходимость в создании лицевых счетов в ТОФК;
  • Возможность направлять средств из бюджета на счета юридического лица только в соответствии с разрешенным целевым использованием (например, на выплату зарплаты или социального пособия);
  • Необходимость ведения раздельного учета:
  • В ТОФК необходимо предоставлять документацию, подтверждающую, что средства направляются на разрешенные цели;
  • В платежных документах и контрактах необходимо указать ИГК.

Сущность сопровождения

Поставщик, который победил в закупке, и субподрядчики, которые привлекаются в процессе реализации госконтракта, должны открыть счета в территориальных органах Казначейства. У каждой такой структуры открыт свой счет в ЦБ РФ. На данные счета осуществляется перевод авансовых средств, в соответствии с договором. После этого по требованию исполнителя Казначейство направляет средства на счета в ТОФК (удостоверившись, что они будут направлены на разрешенные цели).

Весь путь денежных средств контролируется благодаря специальному идентификатору контракта. Он должен быть отображен во всех расчетных документах.

Как происходит процесс?

Не позднее 21 дня после того, как будет заключен государственный контракт, оформляется акт о том, какой именно орган Казначейства будет осуществлять сопровождение. Поставщик направляет в это подразделение обращение вместе с госконтрактом и заявлением. Открытые счета производится на протяжении 1-2 рабочих дней.

Указанные в госконтрактах суммы находятся на казначейских счетах. Как говорилось ранее, перевод средств выполняется по требованию и на счет, который был открыт исполнителю в территориальной структуре.

Расход полученных средств производится согласно целевому назначению. Исключается возможность их использования для хранения на депозитном счет в банке, а также для осуществления вклада в имущество какого-либо предприятия. Кроме того, эти средства не могут быть переведены на счета, открытые в банковском учреждении подрядчиком, кроме отдельного целевого использования.

Оплата выполняется как авансовым платежом, так и по факту затрат. При первом варианте поставщик должен представить контракт и сформированный ему счет, а Казначейство его оплачивает. В случае оплаты по факту вместе с договором поставщик направляет в Казначейство документацию, подтверждающую поставку продукции, выполнение работ и предоставление услуг. При этом денежные средства могут быть переведены на р/с.

Порядок казначейского контроля

Казначейский контроль является важной составляющей сопровождения контрактов. Он включает:
  • Проверку исполнения контракта со стороны заказчика и исполнителя, а также соответствие проводимых операций требованиям законодательства.
  • Контроль за правильностью оформления и подписью документов, связанных с контрактом и финансовыми операциями.
  • Оценку рисков и финансовой устойчивости контрагентов, включая проверку идентификационных данных и финансовой отчетности.

Идентификация контрактов

Для эффективного казначейского сопровождения контрактов важно правильно идентифицировать их.
Идентификация контрактов включает:
  • Уникальное присвоение идентификатора каждому контракту, который позволяет отслеживать его исполнение и связанные с ним операции.
  • Систематическую проверку данных контракта и соответствие его параметров требованиям законодательства.

Сопровождение контрактов по ГОЗ

Сопровождение контрактов по государственному оборонному заказу (ГОЗ) требует особого внимания.
Основные аспекты сопровождения ГОЗ включают:
  • Соблюдение особых требований к конфиденциальности и безопасности информации, связанной с ГОЗ.
  • Организацию и контроль за выполнением контрактных обязательств и соблюдением сроков.
  • Проверку и контроль за финансовыми операциями, связанными с ГОЗ.

Заключение

Казначейское сопровождение контрактов является важной составляющей правильного и эффективного управления бюджетными средствами. Оно обеспечивает соблюдение законодательства и регламентирующих норм, а также защиту интересов государства и контрагентов. Правильное сопровождение контрактов по 44-ФЗ и ГОЗ требует глубоких знаний законодательства и процедур, а также внимательности и профессионализма со стороны заказчиков и исполнителей.

Соблюдение требований казначейского сопровождения способствует повышению эффективности использования бюджетных средств и укреплению доверия к государственным закупкам и контрактам.

Свежие статьи:

Показать еще
Получите доступ ко всем статьям и публикациям в нашем блоге. Оставайтесь в курсе всех событий вместе с нами!