Казначейское сопровождение по всей России

Казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ

Какие контракты подлежат казначейскому сопровождению? Когда требуется казначейское сопровождение контракта 44-ФЗ? Сумма контракта подлежащего казначейскому сопровождению?
Читайте в статье!
Содержание

Введение

В современных условиях эффективное управление бюджетными средствами является приоритетной задачей для государственных органов и организаций. Казначейство Российской Федерации выполняет важную роль в этом процессе, обеспечивая соблюдение законодательства и регламентирующих норм, а также осуществляя казначейское сопровождение контрактов по 44-ФЗ и казначейское сопровождение государственного оборонного заказа (ГОЗ). В данной статье мы рассмотрим основы работы казначейства, порядок казначейского контроля, идентификацию контрактов и сопровождение контрактов по ГОЗ.

Что такое казначейское сопровождение контракта?

Казначейское сопровождение контрактов/ договоров со стороны казначейства включает комплексные мероприятия по управлению процессами их выполнения. Казначейство РФ берет на себя ответственность за расчеты и финансовое обеспечение этих соглашений, строго следя за соблюдением всех установленных бюджетных норм и правил. В рамках данного процесса проводится постоянный мониторинг выполнения сторонами своих финансовых обязательств, что способствует повышению качества исполнения контрактов и минимизации рисков нарушения в сфере финансовой дисциплины и бюджетного контроля. Особое внимание уделяется функции казначейского надзора за точным и своевременным выполнением всех обязательств, предусмотренных заключенными договорами.

БК РФ Статья 242.23. Основы казначейского сопровождения

Основные принципы и параметры контроля за финансовыми операциями, осуществляемыми через казначейскую систему, подробно изложены в разделе 242.23 Федерального закона "Бюджетный кодекс Российской Федерации". В соответствии с этим положением:
1. Финансовое управление с использованием казначейских методов направлено на оптимальное и продуктивное руководство денежными ресурсами в рамках государственных структур, муниципалитетов и предприятий, функционирующих за счёт бюджетного финансирования.
2. Государственные структуры и муниципалитеты, равно как и юрлица на базе финансирования из федерального или региональных бюджетов, должны обеспечивать казначейский контроль согласно нормам российского закона.
3. Казначейское сопровождение предусматривает следующие ключевые функции:
1) Организация централизованного казначейского счета для приема и использования финансов;
2) Счётно-контрольная деятельность, включая мониторинг движения денег по данному счету;
3) Проведение транзакций по зачислению и расходованию средств на основании поручений со стороны плательщиков налоговых обязательств;
4) Реализация контроля над соблюдением норм и правил в области распределения бюджетных ассигнований.
4. Казначейское сопровождение регламентируется нормативными актами, утвержденными Правительством России.
5. Несоблюдение установленных правил казначейского процесса влечёт санкции в рамках российских законов.
6. Указ Президента Российской Федерации или иные правовые документы страны могут определять особые условия ведения и открытия казначейских счетов, включая дополнительные требования к их организации.

Цели и задачи государственных контрактов

1) Обеспечение выполнения государственных функций и обязанностей. Госдоговоры могут быть заключены для обеспечения государственных услуг, строительства государственных объектов, закупки товаров и услуг, необходимых для обеспечения функционирования государства.
2) Обеспечение эффективного использования государственных ресурсов. Путем заключения контрактов с частными компаниями или организациями государство может добиться оптимального использования своих ресурсов и сэкономить на расходах.
3) Обеспечение конкуренции и прозрачности. Заключение договоров через открытые торги и конкурсные процедуры способствует увеличению конкуренции среди поставщиков товаров и услуг, а также обеспечивает прозрачность и справедливость в выборе исполнителя.
4) Обеспечение качества и сроков выполнения работ. Госконтракты включают в себя требования к качеству выполнения работ и соблюдению сроков, что обеспечивает эффективность и результативность работы исполнителя.
5) Соответствие правовым актам: Для действительности государственных соглашений необходимо полное соблюдение всех установленных норм и правил, обеспечивая тем самым их юридическую надёжность на этапах заключения и выполнения.

Значение и функциональное назначение казначейского сопровождения договоров

Контроль со стороны казны по контрактам выполняет ключевую функцию при управлении деньгами государственных структур. Основная задача казначейского сопровождения – безупречное следование договорным условиям, строгое соблюдение правовых норм и поддержка финансовой дисциплины для оптимального распределения бюджетных средств.

Финансовое управление договорами со стороны Казначейства состоит из ключевых аспектов:

1. Мониторинг соблюдения финансовых обязательств по контрактам, включая надзор за соблюдением установленных сроков и правил оплаты;
2. Аудит и регистрация всех операций с привязкой к договорам для предотвращения нецелевых расходов и минимизации убытков;
3. Осуществление платежей по контрактам, контроль за целевым использованием выделенных средств в соответствии с заявленными бюджетными статьями;
4. Ведение детальной финансовой документации и предоставление отчетности о выполнении обязательств перед партнерами;
5. Активное содействие оптимизации финансовых процессов, направленной на повышение эффективности управления государственными ресурсами.

Таким образом, данная деятельность Казначейства обеспечивает прозрачность и надежность финансовой системы в работе госструктур, способствуя рациональному распределению бюджетных средств и увеличению их результативного использования.

Основные задачи казначейского сопровождения контрактов

Основные функции казначейского обслуживания договорной деятельности включают:

1. Мониторинг выполнения обязательств по финансам, предусмотренных договорами с госорганами и подведомственными учреждениям.
2. Активизация процедур при заключении, модификации или расторжении контрактов в рамках действующих нормативно-правовых актов.
3. Регулярная проверка своевременности платежей по договорам и формирование отчетов о выполнении финансовых обязательств.
4. Участие в создании проектных документов контрактов с целью минимизации рисков и придерживания норм бюджетного законодательства.
5. Координированное взаимодействие с участниками рынка по вопросам исполнения договоров, включая разрешение разногласий и конфликтных ситуаций.
6. Контроль за целевым использованием государственных средств согласно заключенным договорам и утвержденному бюджету.

Таким образом, деятельность Казначейства России в области сопровождения контрактов направлена на оптимизацию управления финансовыми ресурсами страны и строгое соблюдение правовых норм при работе с договорной базой.

Какие контракты подлежат казначейскому сопровождению?

Согласно поправкам, внесенным Минфином в 44-ФЗ, поставщикам необходимо открывать счета в Казначействе в рамках госзаказа. Действующие в настоящий момент правила по казначейскому сопровождению касаются в первую очередь гособоронзаказа. Поставщик, который одержит победу в закупке, в обязательном порядке открывает счет в уполномоченном банковском учреждении. Все зачисления в рамках госконтрактов поступают именно на такие счета. Это дает возможность заказчику и органам по надзору контролировать все поступления.

Постановлением Правительства от 15 декабря 2020 г. № 2106 предусмотрен порядок казначейского сопровождения в текущем году. Этот же документ регламентирует условия сопровождения на 2024-2025 гг. Подлежат казначейскому сопровождению установленные группы госзакупок, в рамках которых предусмотрено перечисление авансовых платежей. Например, если на авансовый платеж нет обеспечения, а его размер аванса составляет более 100 млн рублей. Кроме того сопровождение имеет отношение к субконтрактам с авансами, заключаемым с сопровождением.

Какие контракты не подлежат казначейскому сопровождению по 44-ФЗ?

Существуют исключения, в рамках которых средства по госконтрактам не подлежат сопровождению органами Казначейства:
  • В случае приобретения услуг по ЖКХ, по транспортировке грузов и пассажирским перевозкам ж/д транспортом;
  • При закупках с банковским сопровождением;
  • По контрактам, где роль исполнительных органов играет государственное учреждение.

Казначейское сопровождение не распространяется на закупки Минобороны согласно 275-ФЗ. То есть в том случае, если учет средств из бюджета ведется на специальных счетах, которые были открыты в уполномоченном банковском учреждении. Кроме того, казначейскому сопровождению не подлежат закупки, осуществляемые для служб внешней разведки и контрразведки, а также для холдинга «Росатом».

В том случае, если казначейское сопровождение применяется в отношении тех или иных закупок, заказчик указывает это в специальном уведомлении, в графике и непосредственно в госконтракте. Заказчик должен присвоить отдельный идентификатор каждому государственному контракту. Он указывается во всех расходниках.

Преимущества эффективного казначейского сопровождения

1. Пересмотр системы управления финансами: Внедрение современного казначейского сопровождения ведет к переоценке и оптимизации методов работы с денежными ресурсами, что способствует снижению операционных затрат и повышению эффективности распределения бюджетных средств.
2. Укрепление финансовой прозрачности: Казначейский контроль над операциями обеспечивает ясность и строгость в осуществлении платежей, что существенно усиливает финансовую дисциплину и препятствует коррупционным рискам.
3. Снижение угроз для бюджета: Регулярное казначейское сопровождение способствует глубокому анализу и минимизации финансовых опасностей, обеспечивая стабильность планирования на долгосрочной перспективе.
4. Контроль за контрактами: Казначейство России осуществляет строгий надзор за исполнением заключенных соглашений, что позволяет оперативно выявлять и устранять возможные нарушения в процессе их реализации.
5. Экономия бюджетных ресурсов: Благодаря качественному казначейскому сопровождению контрактов удается существенно сократить расходы и обеспечить рациональное использование государственных средств.
6. Повышение открытости и прозрачности: Деятельность Казначейства РФ в области контроля за заключением сделок способствует значительному повышению степени открытости процессов, что ведет к борьбе с коррупцией и укрепляет доверие граждан к государственным институтам.

Муниципальные контракты, подлежащие казначейскому сопровождению

В рамках деятельности Казначейства осуществляется систематическое управление муниципальными договорами, которые характеризуются разнообразием направлений:

1. Рабочие соглашения — охватывают проекты по строительству, ремонту или модернизации объектов на территории муниципального имущества.
2. Поставки товаров включают закупку оснащения (оборудования), материалов, мебели и другой продукции для нужд муниципальных учреждений.
3. Договора на предоставление услуг — это сферы благоустройства территорий, уборка, охранная деятельность, а также образовательные и медицинские сервисы.

Казначейский контроль за данными договорами обеспечивает правомерность бюджетных расходов и строгое соблюдение условий заключенных соглашений. Этот процесс включает тщательную проверку документации, постоянный мониторинг выполнения обязательств сторон и надлежащее управление сроки оплат.

Особенностью является то, что список контролируемых договоров может изменяться в зависимости от региональных нормативных актов и специфики местного самоуправления.

KaznahHelp в цифрах

Если у вас возникли вопросы и необходима консультация, наши специалисты обязательно вам помогут
8 млрд ₽ платежей за 2024 г
с 2014 года оказываем казначейские услуги
Все в рамках закона РФ
С нами экономите 80% времени

Когда и зачем требуется казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ?

Согласно поправкам, внесенным Минфином в 44-ФЗ, поставщикам необходимо открывать счета в Казначействе в рамках госзаказа. Действующие в настоящий момент правила по казначейскому сопровождению касаются в первую очередь гособоронзаказа. Поставщик, который одержит победу в закупке, в обязательном порядке открывает счет в Казначействе. Все зачисления в рамках госконтрактов поступают именно на такие счета. Это дает возможность заказчику и органам по надзору контролировать все поступления.

Постановлением Правительства от 15 декабря 2020 г. № 2106 предусмотрен порядок казначейского сопровождения в текущем году. Этот же документ регламентирует условия сопровождения на 2024-2025 гг. Подлежат казначейскому сопровождению установленные группы госзакупок, в рамках которых предусмотрено перечисление авансовых платежей.

Например, если на авансовый платеж нет обеспечения, а его размер аванса составляет более 100 млн рублей. Кроме того, сопровождение имеет отношение к субконтрактам с авансами, заключаемым с сопровождением.

Сумма контракта подлежащего казначейскому сопровождению?

Рассмотрим перечень средств, которые попадают под сопровождение Казначейством:

- субсидии организациям
- авансы по госконтракам, которые составляют 100 млн. руб. и больше, а также все авансы соисполнителей госконтракта
- оплата авансов по соглашениям, равных 50 млн. руб. и больше, подписанные на выполнение работ, поставку федбюджетами и автономными организациями, а также все авансы по договорам соисполнителей данного контракта
- оплаты по госконтратам с единственным поставщиком с суммой договора более 3 000 тыс. рублей
- оплаты по контрактам в рамках реализации ГОЗ на сумму более 3 000 тыс. рублей
- финансирование, полученное юрлицами и ИП в случаях установленных Правительствам РФ
- оплаты по гос и муниципальным соглашениям, заключенных в рамках госнужд.

Нужно ли казначейское сопровождение при заключении контракта на сумму более 100 млн рублей?

Необходимость казначейского сопровождения определяется на этапе закупки и зависит от многих факторов. Контракты ГОЗ сопровождаются казначейством в полном объёме. Госконтракты и муниципальные контракты зависят от сумм контрактов и авансов.

Также, помимо этого, существуют нормативно правовые акты регулирующие суммы, подлежащие казначейскому сопровождению.

Как происходит процесс казначейского сопровождения - основные этапы?

Процедуру казначейского сопровождения можно разбить на следующие основные этапы:

1. Открытие лицевого счета
После подписания договора между Заказчиком и Исполнителем, Исполнитель приступает к сбору пакета документов, необходимого для открытия лицевого счета в Казначействе. В пакет документов входит:
- Заявление на открытие лицевого счета (по установленной форме)4
- Карточка образцов подписей, заверенная нотариусом (по установленной форме)
- Договор, заверенный Заказчиком либо нотариально.

2. Предоставление сведений об операциях с целевыми средствами
После открытия лицевого счета, можно приступать к заполнению сведений об операциях с целевыми средствами.
Сведения об операциях с целевыми средствами — это план приходов и расходов, распределенных по кодам источников прихода и расходования средств (Приложение №2,3 Приказ №214н).

Данный план заполняется Исполнителем, согласовывается Заказчиком и проверяется, после чего регистрируется Казначейством. Без зарегистрированных сведений Казначейство платежные поручения пропускать не будет.

3. Проведение платежей
На данном этапе клиент начинает заполнять платежные поручения и отправлять их в казначейство на оплату. В зависимости от вида платежа прикладываются подтверждающие документы. К ним относятся договора, счета, акты, УПД, товарные накладные, счета фактуры. Во всех документах должно быть прописан ИГК, и номер договора.

4. Закрытие лицевого счета и аналитического кода
Если на лицевом счете на осталось денежных средств и контракт выполнен, что подтверждается соответствующими документами, Исполнитель может закрыть лицевой счет или аналитический код расходов.

Аналитический код расходов присваивается каждому договору, предоставленному в Казначейство. При наличии акта завершения работ по контракту Исполнитель может закрыть только его, при этом казначейский лицевой счет останется.

Если в дальнейшем у Исполнителя возникнет еще один договор, подлежащий казначейскому сопровождению, он может направить его по средствам программы казначейства и новому контракту присвоят аналитический код с привязкой к лицевому счету Исполнителя. Таким образом, отпадает необходимость повторно подавать пакет документов на открытие лицевого счета в казначейство.

Если исполнитель уверен, что договора с казначейским сопровождение больше подписываться не будут, то он может закрыть и аналитический код и лицевой счет.

Для каких закупок сопровождение не работает?

Существуют исключения, в рамках которых средства по госконтрактам не подлежат сопровождению органами Казначейства:

  • В случае приобретения услуг по ЖКХ, по транспортировке грузов и пассажирским перевозкам ж/д транспортом;
  • При закупках с банковским сопровождением;
  • По контрактам, где роль исполнительных органов играет государственное учреждение.
Казначейское сопровождение не распространяется на закупки Минобороны согласно 275-ФЗ. То есть в том случае, если учет средств из бюджета ведется на специальных счетах, которые были открыты в уполномоченном банковском учреждении. Кроме того, казначейскому сопровождению не подлежат закупки, осуществляемые для служб внешней разведки и контрразведки, а также для холдинга «Росатом».

В том случае, если казначейское сопровождение применяется в отношении тех или иных закупок, заказчик указывает это в специальном уведомлении, в графике и непосредственно в госконтракте. Заказчик должен присвоить отдельный идентификатор каждому государственному контракту. Он указывается во всех расходниках.

Обязательства для победителей тендера на контракт

Обязательства победителей указываются в госконтракте с казначейским сопровождением заказчиком:
  • Перечисление соисполнителей по контракту;
  • Необходимость в создании лицевых счетов в ТОФК;
  • Возможность направлять средств из бюджета на счета юридического лица только в соответствии с разрешенным целевым использованием (например, на выплату зарплаты или социального пособия);
  • Необходимость ведения раздельного учета:
  • В ТОФК необходимо предоставлять документацию, подтверждающую, что средства направляются на разрешенные цели;
  • В платежных документах и контрактах необходимо указать ИГК.

Сущность сопровождения

Поставщик, который победил в закупке, и субподрядчики, которые привлекаются в процессе реализации госконтракта, должны открыть счета в территориальных органах Казначейства. У каждой такой структуры открыт свой счет в ЦБ РФ. На данные счета осуществляется перевод авансовых средств, в соответствии с договором. После этого по требованию исполнителя Казначейство направляет средства на счета в ТОФК (удостоверившись, что они будут направлены на разрешенные цели).

Весь путь денежных средств контролируется благодаря специальному идентификатору контракта. Он должен быть отображен во всех расчетных документах.

Как происходит процесс?

Не позднее 21 дня после того, как будет заключен государственный контракт, оформляется акт о том, какой именно орган Казначейства будет осуществлять сопровождение. Поставщик направляет в это подразделение обращение вместе с госконтрактом и заявлением. Открытые счета производится на протяжении 1-2 рабочих дней.

Указанные в госконтрактах суммы находятся на казначейских счетах. Как говорилось ранее, перевод средств выполняется по требованию и на счет, который был открыт исполнителю в территориальной структуре.

Расход полученных средств производится согласно целевому назначению. Исключается возможность их использования для хранения на депозитном счет в банке, а также для осуществления вклада в имущество какого-либо предприятия. Кроме того, эти средства не могут быть переведены на счета, открытые в банковском учреждении подрядчиком, кроме отдельного целевого использования.

Оплата выполняется как авансовым платежом, так и по факту затрат. При первом варианте поставщик должен представить контракт и сформированный ему счет, а Казначейство его оплачивает. В случае оплаты по факту вместе с договором поставщик направляет в Казначейство документацию, подтверждающую поставку продукции, выполнение работ и предоставление услуг. При этом денежные средства могут быть переведены на р/с.

Порядок казначейского контроля

Казначейский контроль является важной составляющей сопровождения контрактов. Он включает:
  • Проверку исполнения контракта со стороны заказчика и исполнителя, а также соответствие проводимых операций требованиям законодательства.
  • Контроль за правильностью оформления и подписью документов, связанных с контрактом и финансовыми операциями.
  • Оценку рисков и финансовой устойчивости контрагентов, включая проверку идентификационных данных и финансовой отчетности.

Идентификация контрактов

Для эффективного казначейского сопровождения контрактов важно правильно идентифицировать их.
Идентификация контрактов включает:
  • Уникальное присвоение идентификатора каждому контракту, который позволяет отслеживать его исполнение и связанные с ним операции.
  • Систематическую проверку данных контракта и соответствие его параметров требованиям законодательства.

Сопровождение контрактов по ГОЗ

Сопровождение контрактов по государственному оборонному заказу (ГОЗ) требует особого внимания.
Основные аспекты сопровождения ГОЗ включают:
  • Соблюдение особых требований к конфиденциальности и безопасности информации, связанной с ГОЗ.
  • Организацию и контроль за выполнением контрактных обязательств и соблюдением сроков.
  • Проверку и контроль за финансовыми операциями, связанными с ГОЗ.

Стоимость казначейского сопровождения

В учреждении Казначейства для юридических лиц при заведении индивидуальных счетов не предусматривается заключение отдельных соглашений об обслуживании. Процесс включает в себя подачу комплекта документов и последующее открытие счета, где все взаимодействие между казначеем и организациями определяется Постановлением Правительства под номером 2024.

При осуществлении платёжных операций со стороны клиентов дополнительные комиссии не начисляются.

В результате, процесс заведения лицевых счетов в Казначействе с полным спектром казначейских услуг предоставляется безвозмездно.

Образец контракта казначейского сопровождения

Ответственность за нарушения правил казначейского сопровождения

Отсутствует прямое вменение ответственности по казначейскому сопровождению как к заказчикам, так и поставщикам. Однако при нарушениях норм кассового учёта и правил использования субсидий (установленных ПП РФ №1782 от 25.10.2023) участники подвергаются санкциям. Регулирование мер ответственности в таких случаях осуществляется компетентными региональными или муниципальными финансовыми органами индивидуально для каждой отдельной ситуации.

Комментарии

Свежие статьи:

Показать еще
Получите доступ ко всем статьям и публикациям в нашем блоге. Оставайтесь в курсе всех событий вместе с нами!