+7 917 887 95 50

Гарантийные обязательства по контракту 44-ФЗ

Введение

Отдавая деньги за товары или услуги, покупатель хочет быть уверенным в их качестве. Государство считает это желание правомерным, поэтому обеспечивает соблюдение гарантийных обязательств (ГО, ассекурация) на законодательном уровне. Последние представляют собой формализованную ответственность продавца в контексте соблюдения норм качества, оговоренных сроков, перечня выдвинутых критериев. Благодаря ГО заказчик (принципиал) имеет возможность компенсировать убытки или устранить недостатки в случае их выявления в период действия гарантии.

Предоставление ГО — одно из ключевых условий участия в процедурах госзакупки и выполнения госконтракта. В российском правовом поле соблюдение гарантийных договорённостей регламентируется несколькими нормативно-правовыми актами, ФЗ №44 — один из основных.
44-ФЗ
Определяет и регулирует порядок взаимодействия между заказчиком (федеральные, региональные, муниципальные бюджетные организации) и контрагентами (продавцами, поставщиками) в контексте контрактной системы в сфере госзакупок.

Основные положения

44-ФЗ регулирует:

  • планирование, мониторинг, аудит госзакупок;
  • порядок отбора исполнителей;
  • процессы заключения и исполнения договорённостей;
  • процедуру надзора.

Вне юрисдикции:

  • подряд на услуги международных финорганизаций;
  • операции с драгметаллами и камнями в пользу Государственного фонда;
  • подряд на услуги для госзащиты бюджетников, в том числе судей;
  • получение бесплатной помощи адвоката или юриста для защиты в суде;
  • оплата услуг избирательных комиссий на референдумах и выборах;
  • оформление сервитутов (ограниченное право пользования земельными наделами);
  • оплата судебных издержек.

Закон разрабатывался с целью усилением контроля над расходованием бюджетных средств, повышения эффективности и прозрачности госзакупок, снижения уровня госрасходов, предупреждения коррупции, соблюдения гласности. Первая версия ФЗ принята 05.04.2013 г., актуальная редакция — 02.07.2021 г.

Ключевые принципы

В основе контрактной системы лежит концепция открытости, доступности информации. Это не единственные постулаты, есть и другие:

  • единство контрактной системы — принцип распространяется на планирование, закупки, мониторинг, аудит и контроль;
  • достаточные компетенции заказчика — предполагает взаимодействие с контрагентами на профессиональной основе;
  • приверженность инновациям — в приоритете удовлетворение нужд государства путём приобретения продукции/услуг, отвечающим требованиям своего времени;
  • здоровая конкуренция — участники торгов должны находиться на равных позициях и использовать законные методы конкурентной борьбы;
  • ответственность за результаты работы — персонализируется для должностных лиц.

Единственное требование к инициаторам процедуры — бюджетное финансирование, отбор поставщиков осуществляется иначе.

Требования к контрагентам

Статус поставщика в программах госзакупок могут получить практически любые дееспособные плательщики налога на профессиональный доход или юрлица, но с оговоркой. Так, самозанятые могут предоставлять услуги или выполнять работы, но не имеют права поставлять продукцию. Индивидуальные предприниматели и юрлица всех форм собственности допускаются к участию в программах в качестве подрядчиков. В виде ограничителя подачи заявок могут устанавливаться специальные критерии:

  • наличие лицензий, патентов, разрешений, подтверждающих качество товаров или компетенции исполнителей;
  • национальный режим — запрещает участвовать иностранцам или предлагать импортную продукцию;
  • закрытый формат — доступ по приглашению;
  • калибр участников — ограничивают сети и корпорации, допускают представителей малого и среднего бизнеса.

Помимо этих условий подрядчик должен соответствовать предписаниям действующих нормативно-правовых актов. Общие для участия в конкурсе:

  • ИНН — без него не осуществляется допуск участников и ассекурация гарантийных обязательств по 44-ФЗ.
  • Декларация соответствия — подтверждает, что ИП или компания действуют и не имеют налоговой недоимки.

Пакет документов зависит от вида подряда, состав может варьироваться.

Документация и отчётность

Участие в торгах по 44‑ФЗ требует от бизнеса подготовки пакета документов. Состав варьируется в зависимости от вида торгов и персонализированных требований организатора, вот наиболее часто запрашиваемые формы:

  • заявка — документальное подтверждение намерения;
  • декларация соответствия — подтверждает соответствие контрагента единым предписаниям;
  • декларация принадлежности к категории поставщиков — применима для СМП и СОНО;
  • справка из налоговой — подтверждает отсутствие задолженности;
  • предложение о поставке — содержит описание и характеристики продукции;
  • банковская или независимая гарантия — обеспечивают заявки;
  • разрешительная и подтверждающая документация — патенты, лицензии, дипломы, разряды (для соответствующих видов деятельности).

  • Закупочная деятельность инициатора торгов завершается отчётностью. В 2024 г. основные закупочные отчёты: О минимальной доле госзакупок российских изделий и О заказах у СМП.

Гарантийные обязательства: понятия и виды

В Гражданском кодексе ГО регулируются ст. 470. Согласно 44-ФЗ это мера, направленная на защиту интересов покупателя, своего рода страховка, обеспечивающая соблюдение:

  • надлежащего качества товаров, услуг, работ — определяется пунктами соглашения, нормативными показателям, общепринятыми стандартами, паспортным данными;
  • объёма предоставленных гарантий — совокупность критериев, определяющих, какие гарантии будут предоставлены и на что они распространяются;
  • сроков — период времени, в течение которого исполнитель обеспечить соответствие предмета договора заявленным характеристикам;
  • условий, определяющих процедуру и способы исполнения ГО, правила и порядок взаимодействия участников договорных отношений.

Параметры и сроки гарантийных обязательств должны указываться инициатором госконтракта в соглашении.

Финансовые гарантии

Позволяют принципиалу рассчитывать на материальную компенсацию ущерба, полученного в результате покупки некачественного или несоответствующего заявленным характеристикам товара или работ. Изначально финансовая ассекурация было обязанностью контрагента, но с июля 2020 г. запрашивать ГО и устанавливать её размер — право заказчика. Исключение составляют случаи, когда приобретаются машины и оборудование или выплачивается аванс без казначейского сопровождения. При этом верхнее пороговое значение гарантии определяется 10 % от первоначальной стоимости контракта. Это значит, что инициатор торгов сам вправе устанавливать сумму ГО в пределах этого лимита: от 0 до 10% соответственно.

Например, если стоимость по договору составляет 3 млн руб., то верхний порог суммы обеспечения — 300 000 руб, но по усмотрению заказчика может быть снижен до 200, 100 или 50 тысяч.

Сроки ГО

Это период времени, в течение которого продавец несёт материальную ответственность за поставленные изделия или выполненные работы. Варьируются в зависимости от выбранного способа:

  • Деньги. Возвращаются не позднее, чем через месяц после завершения время действия ГО. В случаях присутствия СОНО/СМП, — 15 дней.
  • Банковская гарантия. Истекает не ранее даты истечения договорённостей + 1 месяц (с позиции Минфина и ФАС месяц — минимальный период). Например, за подрядную организацию, установившую дедлай на выполнения ремонта в 5 месяцев, банк должен поручиться на полгода.

Сумма и сроки ГО обсуждаются до подписания бумаг и прописываются в договоре составителем. Частичное выполнение условий соглашения не является основанием для уменьшения суммы ГО (выводы ФАС и Минфина). Продление периода предоставления ГО возможно в случае увеличения лимита времени на работы с его обязательным изменением (п. 9, ч.1, ст. 95 исследуемого ФЗ). Это возможно при наличии одного или нескольких факторов:

  • изменения в документы вносятся по согласованию сторон;
  • имеют место форс-мажоры;
  • исполнитель допустил просрочки;
  • предмет контракта — строительные, капремонтные, восстановительные или работы по сносу объекта капстроительства.

Если в неисполнении действующего контракта виноват исполнитель, то обязательными условиями для его изменения являются предоставление обеспечения и доказательств отсутствия неисполненных штрафных требований. Подряды на текущий ремонт не входят в перечень услуг, для которых возможно смещение дедлайнов в сторону увеличения.

KaznahHelp в цифрах

Если у вас возникли вопросы и необходима консультация, наши специалисты обязательно вам помогут
8 млрд ₽ платежей за 2024 г
13 лет оказываем казначейские услуги
Все в рамках закона РФ
С нами экономите 80% времени

Обеспечение гарантийных обязательств

Необходимо, чтобы заказчик мог возместить недостатки и покрыть убытки, если, например, продукция выйдет из строя в период действия гарантии. Ч.3 ст. 96 Закона №44 даёт подрядчику право выбора одного из двух вариантов:

  • Деньги. Внесение определённой принципиалом суммы на его счёт.
  • Независимая гарантия. Предоставляется ВЭБ.РФ, банками, фондами (ПП РФ № 2369) в письменной или электронной форме, список аккредитованных организаций представлен на сайте Минфина.

Детальные правила возврата денег, внесённых в качестве обеспечения ГО в 44-ФЗ не прописаны, поэтому принципиалу следует руководствоваться положением ч. 27 ст. 34 настоящего закона. Там написано: возврат осуществляется не позднее 30 дней с момента завершения поставщиком, а в случае установления ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30, — не позднее 15. В открытом письме от 19.08.2019 № 24-03-07/63253 Министерство финансов выражает аналогичную позицию по этому вопросу.

Выбор подходящего способа обусловлен залоговой суммой и сроками, на которые она замораживается. Так, значительные для предпринимателя средства и продолжительные временные рамки делают целесообразным привлечение независимой гарантии, а небольшие краткосрочные залоги имеет смысл брать из оборота ввиду отсутствия ощутимой нагрузки на бюджет.

Процедуры и механизмы контроля

Правительство разработало достаточно действенную систему мониторинга и надзора за выполнением подряда в сфере госснабжения. В её состав входят 5 автономных элементов контроля:

  • Со стороны заказчика. Обусловлен заинтересованностью государства в надлежащем исполнении подрядчиком своих функций.
  • Общественный. Предполагает привлечение независимых экспертов для критики (прозрачность, доступность, соблюдение честной конкуренции).
  • Муниципальный/федеральный. Участвуют органы местного самоуправления, Федеральная антимонопольная служба.
  • Финансовый. Реализуется Федеральным казначейством, Счётной палатой, местными контрольно-счётными органами.
  • Ведомственный. Задействованы внебюджетные фонды, надзорные ведомства, профильные подразделения госкорпораций, таких как Роскосмос и Росатом.

Контроль и регулирование контрактов в системе госзакупок включает ряд процессов:

  • организация системы мониторинга исполнения;
  • учёт выполнения подрядов;
  • аудит состояния и прогноз выполнения работ;
  • мониторинг деятельности исполнителя, финконтроль;
  • составление и ведение отчётности;
  • участие в разрешении разногласий.

Превентивные меры в сфере закупок осуществляется путём проведения плановых и внеплановых проверок. Основания для их инициации перечислены в ч. 15 ст. 99 ФЗ № 44-ФЗ. К ним относятся:

  • соответствующие публикации в средствах массовой информации;
  • признаки нарушений, обнаруженные контрольно-надзорными или счётными органами;
  • жалобы контрагента-участника процесса удовлетворения госпотребностей;
  • заявления физлица, общественной или юрорганизации.

Результаты оценки заявок с критериями, установленными пунктами 3 и 4 ч. 1 ст. 32 настоящего закона не могут контролироваться в ходе проверок. Они обжалуются в суде.

Ответственность

Нарушители законов о контрактной системе, в том числе операторы электронных площадо,к в зависимости от тяжести правонарушения несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Например, ненаправление информации о тендерах или аукционах карается штрафом ответственного лица в 20 000 руб. (ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ). Заключение контракта с нарушением объявленных условий определения подрядчика чревато штрафом в размере 1 % Н(М)ЦК (ч. 1. ст. 7.32 КоАП РФ).

Закон трактует взыскание убытков по 44-ФЗ как получение одной стороной от другой компенсации ущерба, причиненного расторжением договора, невыполнением или несвоевременным/неполным исполнением. Потерпевшая сторона имеет возможность возместить ущерб, но не упущенную выгоду. Ознакомиться более детально с положениями можно в ст. 15 Гражданского кодекса РФ или, записавшись на консультацию к экспертам Казна Хелп.

УЗНАТЬ ДЕТАЛИ

Риски и их минимизация

Ведение коммерческой деятельности неразрывно связано с рисками, на которые предприниматели осознанно идут с целью получить выгоду. В контексте сотрудничества по госконтракту исполнитель несёт финансовые и операционные риски. Вот основные:

  • Обеспечение заявки или оплата банковской гарантии производится претендентом из собственных средств. Если контракт не удастся заключить по его вине, деньги не возвращаются, а это в среднем порядка 10 % его первоначальной стоимости + контрагент на 2 года вносится в Реестр недобросовестных поставщиков.
  • Некорректное поведение (сознательное или неосознанное) исполнителя во время конкурентной борьбы могут послужить основанием для наложения штрафов (10% стоимости контракта) или пеней (1/300 от ключевой ставки Центробанка) со стороны заказчика.
  • В случае отсутствия складских запасов ценовые колебания на рынке могут снизить рентабельность сделки или сделать её убыточной. Изменение стоимости поставляемого товара за время проведения аукциона и подписания бумаг — расхожее явление.
  • Нарушение условий договорённостей, задержка оплаты, временные потери, обусловленные недобросовестными или деструктивными действиями принципиала, — ещё одна группа рисков, которые следует учитывать.

Приведённые ниже рекомендации помогут минимизировать риски, связанные с сотрудничеством по госконтрактам:

  • Мониторьте рынок заказчиков, проверяйте партнёров.
  • Тщательно изучайте исходящую документацию, проверяйте входящие бумаги с юристами, отдавайте документы на подпись только уполномоченному лицу.
  • Придерживайтесь общепринятых правил и гигиены телефонных переговоров, деловой переписки.
  • Выполняйте предписания в контексте качества, объёмов и сроков, ведите строгую учётность расходов и доходов.

Тем, кто хочет исключить потенциальные риски, следует доверить сопровождение сделок профессионалам. Эксперты KaznaHelp на протяжении 12+ лет экспертно осуществляют комплексное казначейское сопровождение на выгодных условиях. Обращайтесь!

Примеры и практика

Порядок заключения госконтракта с гарантийными обязательствами после проведения аукциона по 44 ФЗ выглядит так:

  1. Выбор самого выгодного предложения.
  2. Оформление протокола сделки с последующей публикацией в ЕИС.
  3. Публикация проекта госконтракта на той же площадке.
  4. Подписание документа победителем тендера в случае согласия с его положениями или размещение на той же площадки протокола разногласий.
  5. Подписание договора заказчиком.

Несвоевременное подписание согласованного документа приравнивается к уклонению от заключения договора и влечёт за собой санкции, о которых писалось выше. Закупка у единого поставщика осуществляется в упрощённом порядке:

  1. Подготовительные мероприятия.
  2. Выбор подходящего предложения.
  3. Официальное предложение фавориту в форме оферты.
  4. Разработка проекта.
  5. Публикация информации о предмете сделки в ЕИС.
  6. Внесение информации ЕИС по каждому из этапов взаимодействия.
  7. Подписание соглашения с последующей публикацией в открытом доступе.

В формате приложения гарантийные обязательства могут выглядеть так:

Процедура подписания госконтракта с обеспечением гарантий по ФЗ № 44 чётко регламентирована. Государство в лице контрольно-надзорных органов пристально следит за соблюдением этапности, формальностей и временных ограничений подписания договора, за соблюдением его положений. В связи с этим штрафные санкции в секторе госзакупок — распространённое явление не только среди новичков, но и среди бывалых подрядчиков. Эксперты Казна Хелп помогут избежать сложностей в процессе. Закажите консультацию и получите исчерпывающие ответы по вопросам финансов и юриспруденции в контексте казначейских услуг.

Заключение

Подводя итог, резюмируем:
  1. Инициатор торгов вправе, но не обязан запрашивать обеспечение гарантийных обязательств по 44-ФЗ, если речь идёт не про заказ оборудования или машин.
  2. Прописанные в договоре пункты в контексте обеспечения обязательны к выполнению.
  3. Поставщик волен привлекать независимую гарантию или использовать собственные деньги в качестве ассекурации.
  4. Сумма обеспечения не должна превышать десятой части от НМЦК.
  5. Требования к залогу неизменны и не отменяемы.

Госконтракт — весьма действенный инструмент обеспечения нужд государства и местных органов самоуправления, но механизмы его функционирования далеки от идеала. Эксперты Казна Хелп ежедневно сталкиваются с несовершенством системы госзакупок в части размещения информации в ЕИС, порядка отбора заявителей, установления требований к участникам торгов, процедуры юридической фиксации достигнутых договорённостей. Ужесточения контроля со стороны государства, повышение профессионализма контрагентов, незаангажированное участие профильных экспертов, общественных и юридических организаций помогут решить эту проблему и сделают процессы участия в протоколах государственных подрядов более продуктивными и комфортными для участников.

РАССЧИТАТЬ СТОИМОСТЬ КАЗНАЧЕЙСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Свежие статьи:

Показать еще
Получите доступ ко всем статьям и публикациям в нашем блоге. Оставайтесь в курсе всех событий вместе с нами!